Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

Сегодня Успение Пресвятой Владычицы нашей богородицы. Это событие не является поводом для скорби и слез. Успение Божией Матери—это источ­ник духовной радости, радости светлой и торжеству­ющей. Особую радость это событие вселяет в сердца тех, кто идет и будет идти за Сыном Богоматери, из­брав Его единственным своим Отцом и Спасителем. Как в пасхальные дни звучит радостно песнь «смер­тью смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав», так во дни Успения Богоматери радостно и по­бедоносно звучат слова: «… Живота Матерь к Живо­ту престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Эта радость передается из поколения в поколе­ние как доказательство того, что смерть побеждена, что смерть—это только переход к новой жизни, нача­ло ее.

Христос Спаситель дает возможность каждому че­ловеку убедиться в бессмертии, извлекая уроки из окружающей нас жизни. Солнце заходит для того, чтобы на следующий день вновь взойти. Луна постепенно убывает, чтобы через некоторое время пока­зать людям свою полноту. Все умирает осенью, что­бы через определенное время, с весенним теплом вновь ожить. И человек, как вершина творения Божия, не может умереть, бесследно исчезнуть. Ибо ес­ли зерно, падая в землю, не исчезает, но дает росток и новую жизнь, то тем более вершина всего сотво­ренного — человек, если и умирает, то умирает для жизни вечной. В гамме человеческих чувств и пере­живаний властно о себе заявляет инстинкт самосох­ранения. Как часто, когда опасность от нас еще дале­ко, когда мы, может быть, и не уверены, что она кос­нется нас, мы реагируем на нее, стараясь найти меры предосторожности, защиты от угрозы. В этом стрем­лении к жизни и сохранению ее тоже доказательство бессмертия.

Лучшие сыны Ветхого Завета исповедовали свою веру в бессмертие и вечное назначение человека. Псалмопевец Давид еще задолго до Рождества Хрис­това восклицал: «Верую, Господи, что Ты не оста­вишь души моей в аде и не дашь рабу Твоему увидеть тление» (Пс.15,10). На страницах святой Библии мы находим много примеров твердой уверенности в бес­смертии и вечном бытии. Человек создан для вечной жизни. Так было изначала. Первые люди, наши пра­родители, в раю ощущали полноту своего вечного бытия. Нарушив волю Божию и сотворив хотение своей воли, человек подвергся наказанию смертью. Проходило время. Отчуждение человека от всего Божественного и святого низводило его в ад, в преис­поднюю, и казалось — потеряна всякая надежда хоть на какой-то просвет и тем более на вечное бытие. Господь же давал человеку заповеди, утверждал его в вере, напоминая ему о возмездии: «Что посеет человек на земле, то и пожнет в жизни будущего века» (Гал.6,7). Наступило время — и милосердие Божие излилось на всех людей. Пришел в мир Спаситель — Сын Божий. Засияло над миром Солнце Его спаси­тельной Правды. В сиянии Божественного Света лю­дям стало ясным то, что ранее было непонятным, очевидным то, что казалось далеким и отвлеченным. Вновь ожила в сердцах верующих надежда на жизнь вечную, на жизнь с Богом. Появились средства для этого и возможности достигнуть этого. Христос Спа­ситель Своим Божественным деланием утверждал и Утверждает нашу веру в то, что смерти как таковой нет.

Он воскресил из мертвых 12-летнюю дочь Иаира, начальника синагоги, и единственного сына бедной вдовы Наинской. Он возвратил к жизни четверодневного Лазаря, уверяя тем всех людей в истине всеоб­щего Воскресения. После Своего распятия и смерти Он Сам победоносно воскрес из гроба, явив каждой плоти путь к небу и к вечной жизни.

Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели веч­ную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благода­тью Божией через таинства святой Церкви возрожда­ет нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним. В свя­той Евхаристии мы соединяемся со Христом и вку­шаем уже начало вечной  жизни.  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6,56). «Я есмь воскресение и жизнь; ве­рующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий, жи­вущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11,25-26).

Наша вера, наша святая Церковь именуют смерть тайной, успением. Возвращается прах в землю, чем он и был; а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл.12,7). Мы совершаем поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день. В течение сорока дней, по учению Церкви, человеческая душа прохо­дит мытарства. В третий, девятый и сороковой день она приходит на поклонение Христу Спасителю. В течение этих дней душа видит блаженства небожите­лей и мучения грешников. Душа вспоминает свои грехи и падения, терзаясь и трепеща перед Богом. Поэтому, естественно, мы усугубляем свои молитвы о почивших особенно в эти дни. По истечении сорока дней после поклонения Источнику жизни и воскре­сения определяется место обитания души до времени последнего суда.

Наша вера учит нас, что будет Второе пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого чело­века с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом, Многим помогут молитвы святой Церкви, ко­торые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых.

Такова радость нашей веры и нашего молитвенно­го общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на зем­ле о своем спасении.

Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей! Никто не дол­жен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печа­ли, Заступницей усердной, благой Вратарницей, Скоропослушницей, Милостивой и т.д.

Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда бу­дет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по прав­де совершать нашу жизнь и наследовать жизнь буду­щего века. Аминь.

Просмотры (2843)

Комментирование запрещено