Неделя 5-я по Пятидесятнице: Духи злобы.

             Мы слышали евангельское благовестив об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Это благовестив свидетельствует о том, что злые духи существуют на свете и совершают над людьми свои пагубные действия. С тех пор, как злой дух склонил Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в мире. Каких только грехов не выдумало человечество, каких срамных дел не совершено, каких не допущено ужасных преступлений по внушению и при содействии этого, по выражению Спасителя, «человекоубийцы искони», «льва, ищущего, кого поглотить», — диавола (1 Петр.5,8)… Злые духи не только вредили человеку, соблазняя его, но нередко и вселялись в человека: тогда таковой мучился и делался, как сумасшедший, именовался он бесноватым. Бесноватые, о которых мы слышали из Евангелия, жили в пещерах, где погребали умерших, они были настолько свирепы, что никто не смел проходить около того места, где они находились.

            В бытии злых духов мы убеждаемся из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, из свидетельства святых отцов и из жизнеописания угодников Божиих. В книге Бытия повествуется, как диавол, явившись в образе змия, соблазнил нашу праматерь Еву, которая нарушила заповедь Божию и склонила к тому праотца Адама. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони — от начала (Ин.8,44).

             В книге Иова пишется, что диавол, по попущению Божию, поразил Иова многими бедствиями, но не добился из уст его хулы на Бога.

            Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания в пустыне не раз был искушаем сатаной, пытавшимся возбудить в Нем нетерпеливость, тщеславие или властолюбие (Мф.4,2-10).

             Бесов изгонял и Сам Христос Спаситель и апостолы Его (Мф.10,8).

             Из Божественного Откровения мы знаем, что диавол есть существо реальное, иррациональное, личностное, имеющее разум и волю. Как вера в Бога, в бытие ангелов добрых, так и вера в бытие злых духов всеобща в роде человеческом. Бесы — это падшие духи. Собственная воля погубила их, злая воля руководит ими в их злодеяниях.

             Не говоря уже о неверующих людях, нам, верующим, очень не хотелось бы верить в бытие диавола. Всегда охотнее верится в добро: Бог и ангелы — существа добрые и прекрасные, потому верить в существование их приятно и утешительно; между тем диавол и бесы — существа злые и вредоносные, потому верить в их бытие — весьма неприятно, и нам хотелось бы, чтобы их не существовало.

              Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, в прошлом добрых, но отпавших от Бога и теперь навечно утвердившихся во зле, если бы вокруг себя видели одно добро и добрых людей, но мы видим и зло и злых людей. Почему не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если и среди людей встречаются такие упорные личности, что никакие наказания, даже угроза смертной казни не в состоянии заставить их бросить злые привычки и преступные дела.

             Злые духи различным образом вредят людям и губят неосторожных, по попущению Божию. Только ныне, во время новой благодати, бесы действуют скрытнее, чем в то время, когда сила и власть их над людьми не была еще сокрушена Христом, и им было гораздо просторнее в мире.

             Бес всегда силен нашей слабостью. Потому слово Божие говорит: «Не давайте места диаволу» (Еф.4,27). Зло, гнев, пьянство, сквернословие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, блуд, нечистота, лукавство, ложь и другие пороки людские вполне можно назвать беснованием, носителей этих пороков — одержимыми, или бесноватыми. Откуда может произойти в человеке столько и таких зол? Очевидно, от диавола, который есть начинатель всякого зла. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3,8).

             Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин.3,8). С пришествием Христа для нас не страшен диавол. Бесноватые, увидев Иисуса, кричали: «Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8,29). Итак, Иисус Христос — мучение для злых духов. Они хорошо знают, что после страшного суда будут навеки заключены во ад. Им хотелось бы, по крайней мере, хоть до суда иметь полную волю в мире и господствовать над людьми. О том, что они не имеют такой власти, что они всегда находятся в полном подчинении у Бога, Господь показал изгнанием их из бесноватых людей. Когда злые духи увидели, что Христос хочет изгнать их из человека, стали просить у Него позволения войти в пасшееся стадо свиней. Значит, даже такому животному, как свинья, злые духи не могут повредить без попущения Божия.

            Если Христос страшен для бесов, если они трепещут перед Богом — значит, они не могут быть там, где находится Бог, они бегут оттуда. Если в нашей душе будет Бог, то злые духи будут бежать от нас, как от огня.

            Для борьбы с диаволом необходимо облечься в оружие: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого… И меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,11-17).

            Лучшее оружие для борьбы с диаволом — молитва и пост. Сей род, сказал Господь о бесах, ничем не изгоняется, только молитвою и постом (Мк.9,29).

            Бесы говорили священномученику Киприану: «Мы не можем смотреть на крестное знамя, оно, как огонь, опаляет нас и прогоняет». «Именем Иисуса всегда бей ратника», т.е. бесов, — учит преподобный Иоанн Лествичник. «Нет крепче и сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва», — свидетельствует авва Иов. «Демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом», — вешает Симеон Новый Богослов. Чтение Священного Писания есть великая защита от греха, учит авва Епифаний, а блаженный Иероним и преподобный Пимен говорят: «Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

            Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, надеясь на Бога и укрепляясь благодатию Святого Духа, мы можем и должны выйти победителями в борьбе со злом и врагами нашего спасения — духами злобы поднебесными (Еф.6,12). Аминь.

Просмотры (36)

Комментирование запрещено