БОГАЧ И ЛАЗАРЬ
(Неделя 22-я по Пятидесятнице)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни — это уроки, какие дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.
Есть у нас нехорошая привычка — не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. «Это нас не касается, мы не такие, это касается других», — любим мы говорить. А отсюда выходит то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре (Лк.16,19-31) к себе настолько, насколько позволяет нам добрая совесть. Послушаем, о ком и что говорится в нынешнем Евангелии. Говорится о человеке богатом и о бедном Лазаре. О богатом, — что он жил богато, одевался роскошно, увеселял себя с друзьями на всякий день богатейшею трапезою, а к бедным и несчастным был крайне жестокосерд и скуп. О Лазаре говорится, что он в струпьях лежал у ворот дома богатого и желал питаться только крошками, падающими со стола богатого, и что псы, приходя, лизали его струпья. Потом говорится о состоянии того и другого после смерти, о злополучнейшей участи богача и о блаженной участи Лазаря: «Умер нищий и отнесен был Ангелами в царство небесное, на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (ЛкЛ6,22|23). Следует обратить внимание на три важных момента: наше отношение к богатству, неизбежность смерти и действительность загробного бытия.
Уже в Нагорной проповеди Христос говорил о блаженстве нищих (Лк.6,20), о том, что не следует нам собирать сокровищ на земле (Мф.6,19), ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6,21). Богатство дает опасную для души сытость (Лк.6,24-25) и беспечность. И если страшен в мире голод голодных, то страшна также и сытость сытых. Христос предостерегал от любостяжания и однажды рассказал притчу о «безумном богаче», думавшем стяжанием богатства достичь покоя, сытости и веселия (Лк.12,16-21). Христос призывал продавать имения, давать милостыню и тем самым приготовлять себе сокровище в Царствии Божием, куда вор не приближается и где моль и ржа не истребляют (Лк.12,33).
Видели в богатстве опасность и святые апостолы (1 Тим 6,17; Иак.5,1). Жития святых рассказывают о многочисленных случаях буквального понимания евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19,21).
Однако в слове Божием говорится иногда и об ином отношении к богатству, при котором можно спастись и достигнуть святости, оставаясь богатым. Богатым был Заюсей (Лк.19,2), богатым был Иосиф Аримафейский (Мф.27,57), богатым был проданный в Египет Иосиф, заслуживший доверие фараона и распоряжавшийся его огромными сокровищами (Быт.39,5), богатым умер, после постигших его испытаний, праведный Иов (Иов.42,12) и др.
Опасно для души не богатство само по себе, a неправильное к нему отношение. Опасна надежна на него как на некую силу, равнозначную силе Божией; богатство опасно, когда оно прекращается в идола – Маммону. «Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк.10,24).
Порфира, виссон, в который одевался евангельский богач и его ежедневные пиры — все должно неизбежно окончиться смертью, отменить которую никакие теории не могут. Но нищета Лазаря, унижения, обиды, несправедливость положения тоже окончатся смертью. Последняя есть уравнение всех.
После смерти должна быть по вере нашей жизнь, жизнь не в несколько десятков лет, а вечная — мучительная и страшная для обидчиков, угнетателей и блаженная и светлая для обидимых, угнетаемых. Это так ясно, так просто, а главное, так верно, и этого так требует наше внутреннее сознание, наше моральное чувство.
Вечная истина притчи о богатом и Лазаре уверяет нас в том, что за гробом начинается действительная вечная жизнь или действительное вечное мучение: душа богача, как и Лазаря сохраняет свою жизненность, свои чувства, ощущения, свою индивидуальность; одна — в ужасном лишении, т.е. в состоянии, совершенно противоположном тому, в каком она была на земле, другая в радости и довольстве. Они разговаривают: одна — в аду, в пламени, другая — в Царстве Небесном. И какой поучительный разговор между попавшим в ад богачом и между Авраамом, отвечающим за Лазаря! Богатый просит послать Лазаря в дом отца его предупредить пятерых братьев не жить той жизнью, которую вел он, и, несомненно, продолжают вести братья его.
Первое впечатление от отказа послать предупреждение как будто несколько тягостное и жестокое, но если глубже вдуматься, то становится ясной бесплодность посылки. Зачем? Ведь есть простейшая ясность Закона Моисеева и пророков, запрещающая так жить на земле, как жил богатый, никогда не облегчивший участи Лазаря. Если люди не слушают Моисея и пророков, при всей ясности преподанного им учения, то и пришедшего из потустороннего мира не примут. Конечно, объяснят такое явление «научно», как галлюцинацию, самообман плод расстроенного воображения, и снова жизнь потечет по-прежнему.
Для верующего сердца притча о богатом и Лазаре — это Божественное разрешение одного из мучительных вопросов — жизнь «там». Вот цель приобретения, вот сокровище благих. Тело непременно умрет, и порфира и виссон истлеют, а бессмертная душа будет или в обителях Отца Небесного, или в местах бесконечного мучения. Аминь.
Просмотры (79)