Неделя 15-я по Пятидесятнице

ВОЗЛЮБИ

(Неделя 15-я по Пятидесятнице)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

«Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подоб­ная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39).

Boт две заповеди, в которых, как заметил Сам Гос­подь, заключается сущность всего закона Божьего и о которых, при другом случае, Он одному законнику ска­зал: сие сотвори, и жив будешь (Лк. 10,28). Эти запове­ди соединены между собою так тесно, что, не исполняя одну, мы никак не сможем исполнить другую!

Почему же мы должны любить Бога, любить всем своим существом? Господь есть наш Творец. Он дал нам жизнь и дыхание. Он одарил нас всеми способнос­тями: видеть, любить, чувствовать, познавать. Он бес­конечно благ. Он — наш Бог, Промыслитель и Спаси­тель, искупивший нас крестом и кровию Сына Своего. Он всеведущий — ни деяние, ни мысль, ни слово перед ним не утаятся; ходи перед Ним (Быт. 17,1), как ходили перед Ним все праведники. Любовь к Богу есть первое и важнейшее основание нравственной человеческое жизни.

Почему мы должны любить ближнего? Господь, будучи бесконечно благим, не для одних нас только любвеобильный Отец, Он таков для всех людей. Он всех любит, всех милует, за всех отдал на смерть Сына Своего Единородного. Все перед Ним — Его дети. Он как добрейший Отец заповедует нам жить в любви, в мире и общем согласии, во всем помогать друг другу. Ближний мой — дитя Божие, такое же дорогое Богу, как и я, стало быть, в силу любви Отца Небесного ко мне, я обязан возлюбить ближнего, как самого себя. Любовь к ближнему — второе начало, делающее, по слову Христа, нашу жизнь христианской. «Кто не человеколюбив, тот и не христолюбив», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Сердце человека имеет такое свойство, что всецело отдается во власть того, кого полюбило, стараясь быть похожим на любимый объект. Следовательно, любящее Бога сердце наполняется Его благодатью, Его добротою и человеколюбием, стремясь к богоуподоблению. Если мы возлюбим Бога всей душой, тогда душа наша просияет и узрит Бога; если возлюбим Бога всей силой своей, тогда все наши природные силы просветятся, будут доб­ры и благодетельны; наконец, если мы возлюбим Бога всем нашим разумением, тогда все наши познаватель­ные силы и способности наполнятся Божественным разумом, а мысли и желания – Божественной правдою.

Возлюбив Бога, мы должны возлюбить нашего ближнего, как самого себя. Никто себе не хочет зла, никто самого себя не обидит, не причинит вреда. Подобно этому никто не должен причинять и ближнему вреда, ни телесного, ни душевного. Ничего чужого не следует присваивать, никого не должно обманывать, ругать или проклинать, соблазнять словом или делом. Следует по­могать нуждающемуся, утешать и наставлять его, во всем подавая добрый пример.

Любовь к Богу и ближнему — основание всех заповедей, ею измеряется наш духовный уровень, проявляется и оправдывается наше христианство.

Какими же средствами возбуждается любовь к Богу? Средств много и, при содействии благодати Господней, они могут быть действенно спасительными. Назовем некоторые из них: первое средство, споспешествующее любви к Богу, есть обращение нашего ума к Нему. Мы можем побуждать свой ум всегда думать и размышлять о Боге, хотя бы и приходили к нам посторонние мысли. Ум — руководитель сердца. Что ум усмотрит, к тому и сердце обращается: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»,-говорит Христос (Мф.6,21)

Не менее богомыслия любовь к Богу возбуждает в нас молитва. Молитва низводит на нас благодать Свято­го Духа, а где Дух Божий, там и любовь. Как тепло есть неотъемлемое свойство солнца, так любовь есть непременное действие Духа Святого. Плод духовный есть лю­бовь (Гал.5,22). Молитва, как беседа с Богом, сближает нас с Ним, дает возможность ощутить сладость Божественного вездеприсутствия. Многие святые чувствовали в себе воспламенение Божественной любви особенно во время молитвы.

В любви к Богу содействует нам любовь к ближнему. Не было случая на свете, чтобы тот, кто любит святой  любовию ближнего, не чувствовал вместе и любви к Богу. Сам Бог живет в сердце любящего ближних. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин.4,16).

Сильнее всего способствует возбуждению любви к Богу частое и достойное причащение святых Христовых Тайн. Как железо огнем раскаляется и смягчается, так и сердце благодатным огнем святых Тайн Христовых из­меняется и воспламеняется Божией любовью.

Благодаря каким средствам пробуждается в нас лю­бовь к ближним? Первое средство — это самопринужде­ние и самовоспитание. С пользой для успеха в этом де­ле можно употребить второе средство — чтение жизнео­писаний святых, исполнивших эту Божественную заповедь, и подражание их примеру. Еще одно средство — сближение и дружба с людьми, отличающимися человеколюбием, честностью и гуманностью, милосердием и любовью. А еще важнейшим средством является молит­ва. «Просите, и дастся вам» (Мф.7,7). Просите неимеющие любви, и дастся вам любовь.

Бог велит нам любить. Надеющемуся на Него Он пошлет любовь и поможет возлюбить Его всем существом своим и ближнего, как самого себя. Аминь.

Просмотры (11)

Комментирование запрещено