2016 г. март 13: Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания Прощенное воскресенье. Прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Заговенье на Великий пост. Божественная литургия. Вечерня. Чин Прощения.

             13 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания из рая, протоиерей Александр совершил Божественную Литургию в храме во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума». По окончании Божественной литургии в своей проповеди отец Александр  сказал, что пока Господь дает нам время для покаяния, для поста, а значит для духовного подвига, мы должны употребить это время для своего исправления.

 

            В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения. Сегодня, в последнее воскресенье накануне Великого поста, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Прибавление ума» протоиерей Александр по окончании вечерни с земным поклоном испрашивал  прощения у клира  и прихожан, и мы отвечали ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходили к батюшке и испрашивали у него прощение, а потом просили прощение друг у друга.

 

На исходе дня в прощеное воскресение человек испытывает особую радость, ибо по милости Божией сподобился быть прощенным теми, кого вольно или невольно обидел и огорчил. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5: 9).

             Слово «покаяние» (по греч. — «метанойя») — дословно переводится как «изменение ума», т.е. изменение всего образа мыслей и чувств. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи человек должен «придти в себя». Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что он погибает.

             Преподобный Пимен Великий говорит, что духовная жизнь человека начинается только с познания себя. Всю прошедшую седмицу поста мы просили Господа — «даруй ми зрети моя прегрешения». Но как нам увидеть свои прегрешения? Чтобы разглядеть грязь на своей одежде, человек должен посмотреть в зеркало, чтобы увидеть грязь в своей душе, человек должен посмотреть в Евангелие.

            Евангелие — это наше духовное зеркало, которое показывает нам эталон человечности — Христа. Евангельские заповеди — это свойства нормального человека. Вглядываясь в это зеркало, человек начинает осознавать, что он действительно «и нищ, и наг, и слеп».

            Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что точное исполнение заповедей Христовых показывает человеку его немощь, а преподобный Исаак Сирин — что видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов. Просвещенный светом Евангелия христианин, ясно видит, что не способен сам по себе, не только совершить, но и помыслить что-либо истинно доброе.

            Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели самим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, падает в смирении перед Богом и восклицает: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми … даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего … если Ты, Сам не поставишь меня на путь правды и истины, не утвердишь на камне заповедей Твоих колеблющиеся стопы мои, то я вечно буду претыкаться и падать, всегда буду собираться идти к Тебе, но не тронусь с места».

            Такое чувство ненадеяния на свои силы в деле спасения, и призывание на помощь благодати Божией, есть отличительное свойство правильной духовной жизни. Когда мы усердной молитвой низведем эту благодать в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим безпрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух правый. И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою!

Просмотры (48)

Комментирование запрещено